29
Обычно температуру перегретого пара в коллекторе пароперегревателя или золотниковой коробке парового цилиндра определяют прибором, называемым пирометром. Известно, что если две различные по составу проволоки спаять (сварить) и в месте спая нагреть, то в проволоках возникнет электродвижущая сила. Чем выше температура нагрева, тем больше будет электродвижущая сила. По величине электродвижущей силы можно судить о температуре той среды, в которую помещены концы двух проволок (концы термопары). На этом принципе и построен пирометр. Он состоит из термопары (фиг. 76), к верхним концам которой присоединены так называемые компенсационные провода, в свою очередь соединённые с тряскоустойчивым магнитоэлектрическим прибором — милливольтметром. f Шкала милливольтметра, устанавливаемого в будке машиниста, разделена на градусы (от 0 до 450 — 500°С). Положение1 стрелки милливольтметра показывает температуру, измеряемую термопарой, в коллекторе или золотниковой коробке. Чцпливольтпетр Свисток Каждый, конечно, слышал свисток паровоза то отрывистый, то протяжный, но всегда громкий, пронзительный; его слышно на расстоянии 7 — 10 км. Свистком машинист или его помощник оповещает людей о приближении или отправлении поезда, даёт условные сигналы персоналу, обслуживающему поезд; этот маленький прибор несёт большую службу. По Правилам технической эксплуатации железных дорог СССР паровоз запрещается выпускать под поезд с испорченным свистком. Современный свисток (фиг. 77) состоит из трёх частей: корпуса, колпака (который сверху навинчивается на корпус) и клапана. Действие свистка основано на создании колебательных движений в колпаке. Корпус свистка сообщается с паровым пространством котла. Внутри корпуса помещён клапан, который прижимается к а своему седлу давлением пара из котла. Фиг. 77. Схема парового Свисток приводится в действие воздуш-свистка ным или ручным приводом из будки ма- шиниста. Колпак (резонатор) —- это пустотелая часть свистка. В простейшем виде он напоминает опрокинутый вверх дном стакан. Свистки с одним колпаком применялись на старых паровозах. Когда машинист нажимал на рукоятку, пар из котла ударялся о кромку колпака (резонатора), заставляя при этом его колебаться. Колебания резонатора сопровождались появлением звуковой волны. Свистки с одним резонатором дают гудок высокого тона (пронзительный). На современных паровозах колпак состоит из пяти звуковых резонаторов, закрытых сверху. Резонаторы имеют различную высоту (см. фиг. 77). Благодаря этому они создают различное число колебаний в секунду, что придаёт звуку каждого резонатора своеобразный тембр (тон). Размеры резонаторов подбираются так, чтобы общий звук получался возможно более приятным (гармоничным).
Страница: 1 2