03
На железнодорожном подвижном составе применяются рессоры разнообразных конструкций. Несмотря на это принцип их действия одинаков. Рессоры должны обладать двумя основными качествами: большой упругостью и высокой прочностью. Чтобы понять, как работает рессора, отбратимся к фиг. 114, а. Здесь изображена прямоугольная стальная пластинка АВ, опирающаяся посередине на призму. К концам пластинки подвешен груз Д, вес которого заставляет пластинку прогнуться (см. пунктир). В каждом сечении изогнутая пластинка будет испытывать разные напряжения. Чем ближе сечение к призме, т. е. к месту закрепления, тем больше напряжение; чем дальше от места закрепления, тем меньше напряжение. Для того чтобы пластинка имела одинаковые напряжения во всех сечениях, ей необходимо придать форму ромба АБВГ (фиг. 114, б). Если опереть такой ромб посередине на призму и подвесить по концам его груз, то ромб окажется жёстче прямоугольной пластинки; в любом сечении его (аа, бб и т. д.) будут примерно одинаковые напряжения. Такие пластинки в форме ромбов относятся к телам, которые носят название тел равного сопротивления при изгибе. Знание закона распределения напряжений подсказывает нам и ромбообраз-ную форму листов для рессоры. Но ромбообразные листы невозможно применять в паровозных рессорах из-за слишком большой ширины их. Чтобы ширина рессоры была небольшой и в то же время сохранились качества ромбообразного листа, достаточно его разрезать на несколько равных частей (линии разреза проведены на фиг. 114, б). Затем полученные пластины соединяются попарно (в нашем примере 2—2,3—3,4—4,5—5 и 6—6) и накладываются друг на друга с таким расчётом, чтобы наверху была самая длинная и широкая пластина 1, а под ней остальные сдвоенные, более короткие (фиг. 114, в). Количество листов в рессоре выбирается в зависимости от их размеров и от величины нагрузки. Пригнанные таким образом полосы посередине охватываются хомутом. В действительности рессоры изготовляют из целых полос. Благодаря своей особой форме листовая рессора способна выдерживать нагрузку на изгиб, превышающую в десятки раз её собственный вес. Величина, на которую прогибает» ся рессора под действием груза в 1 т, называется гибкостью рессоры. Гибкость — важнейшая характеристика упругих свойств рессоры. Чем больше сможет прогнуться рессора под нагрузкой, тем она мягче, чем меньше, — тем жёстче. От гибкости рессор зависит сила воздействия паровоза на путь. Более гибкие рессоры лучше смягчают воспринимаемые удары и толчки. Чтобы рессорное подвешивание было более гибким, листовые рессоры применяются совместно с пружинами— витыми или спиральными. Может случиться, что в то время как одна рессора воспринимает наибольшую нагрузку, другая рессора окажется полностью разгруженной. При этом колесо может приподняться и сойти с рельсов. Чтобы более равномерно распределить нагрузки между колёсами, отдельные рессоры соединяют между собой посредством так называемых балансиров (фиг. 115)
Страница: 1 2