12
Для создания тяги и отвода газов сгорания в промышленных котельных установках нередко сооружаются дымовые трубы высотой в несколько десятков метров. В таких трубах тяга создаётся естественным путём вследствие разности давлений окружающего атмосферного воздуха и нагретых газов. Пока котёл не работает, т. е. топливо в топке не сжигается, дымовая труба, так же как и топочное пространство, будет заполнена атмосферным воздухом. Поэтому давления в 1 am со стороны трубы и со стороны топки будут уравновешивать друг друга. Иное положение мы получим, если топка работает. В этом случае при высокой температуре (250—300°) уходящие газы становятся значительно легче атмосферного воздуха. Поэтому давление столба газов, заполняющих дымовую трубу, оказывается меньше давления воздуха, окружающего эту трубу. В результате разности этих давлений у основания дымовой трубы создаётся естественная тяга, которая обеспечивает поступление в топку воздуха, необходимого для горения топлива, последующее вытеснение продуктов сгорания по газоходам и, наконец, удаление их в атмосферу. Таким образом, естественная тяга будет тем больше, чем выше дымовая труба, чем ниже температура атмосферного воздуха и чем выше температура уходящих газов. Однако по ряду причин нельзя значительно повышать температуру уходящих газов, а следовательно, трудно создать естественную тягу достаточной силы; увеличение температуры уходящих газов привело бы к большим потерям тепла. Ясно также, что на паровозах нельзя применять чрезмерно высокие и тяжёлые трубы. На современных паровозах с их высокими котлами габарит подвижного состава позволяет устанавливать трубы (и то углублённые в дымовую коробку) высотой не более 2 м. Но такая маленькая по высоте труба, конечно, может создать очень небольшую естественную тягу, которая не в состоянии будет обеспечить достаточной интенсивности горения топлива на колосниковой решётке. Поэтому тяга газов в паровозе создаётся не естественным путём, а искусственным, т. е. при помощи специальных ды-мовытяжных установок. Образование тяги газов 46 Искусственную тягу разделяют на струйную—конусную и механическую — вентиляторную. Все паровозы, за исключением паровозов с конденсацией пара (см. главу XI), оборудованы конусным дымовытяжным устройством, поэтому мы в дальнейшем будем рассматривать этот основной вид дымовытяжных установок.