22
В потолке огневой коробки всех паровозов (см. фиг. 68) делаются два, иногда три сквозных отверстия, в каждое из которых ввёртывается так называемая контрольная пробка (фиг. 71), имеющая внутри сравнительно небольшой сквозной канал. Верхняя половина канала заливается свинцовисто-оловянистым сплавом,
Фиг. 71. Контрольная пробка Ф"г. 72. Контрольная пробка без вставки с° вставкой Пробки обычно располагаются на продольной оси потолка огневой коробки. Обнажение потолка огневой коробки или резкое уменьшение толщины слоя воды над потолком сопровождается очень быстрым перегревом металла потолка. При этом сплав свинца с оловом расплавляется и вытекает из канала, в результате чего пар с водой через освобождённый канал пробки с шумом устремляется в огневую коробку, обращая внимание паровозной бригады на недопустимое снижение уровня воды над огневой коробкой. В последнее время широко внедряются пробки со специальными вставками (фиг. 72). Вставка устанавливается в верхнюю часть сквозного канала. Её диаметр меньше диаметра канала пробки; удерживается вставка легкоплавким сплавом, который заливается в канал. По сравнению с обычной контрольной пробкой у пробки, снабжённой вставкой, становится возможным увеличить сечение внутреннего канала. Поэтому при выплавлении такой контрольной пробки в огневую коробку устремляется большее количество паро-водяной смеси, а значит, гашение огня в топке должно быть эффективнее. Вставки в пробках применяются также с целью экономии цветных металлов. Даже незначительное подплавление любой из контрольных пробок расценивается как недопустимое отношение паровозной бригады к своим обязанностям, и каждый такой случай расследуется. В случае выплавления пробки паровозная бригада обязана принять экстренные меры к гашению огня в топке, для чего горящий уголь проваливается в зольник (через опрокидывающую плиту-колосник), или колосниковая решётка забрасывается^слоем сырого угля, закрывается сифон и клапаны зольника.